Психология предпринимательства-стр.610

Таким образом, выявляется сложная взаимосвязь между экономическим законодательством, общественным мнением и “человеческим материалом”, пополняющим ряды предпринимателей. Откладывание принятия нормативных актов, стимулирующих и защищающих предпринимательскую деятельность, мотивируется в числе прочего состоянием общественного мнения. Заняться бизнесом в условиях нестабильности конъюнктуры, отсутствия правового обеспечения стремятся прежде всего люди с установкой на быстрый успех, со спекулятивной жилкой, не обладающие рыночной деловой этикой. А это только увеличивает неблагожелательное отношение к новым деловым людям, в результате задерживается приход активных бизнесменов с другими ориентациями, мотивами поведения и запросами. Получается замкнутый круг, который надо разрывать на разных участках.

С.В. Малахов:

—    Мы выслушали экономистов, которые подвели нас к необходимости активно применять исследовательские методы психологов в решении своих проблем. Что же могут предложить они?

С.М. Белозеров, канд. психол. наук, Академия народного хозяйства:

—    В первую очередь новые результаты по моделированию и прогнозированию любого вида деятельности, включая предпринимательскую. Я работаю над этой проблемой лет десять, активно использую компьютер и добился немалых результатов. Суть предложенного мною метода исследования индивидуальных концепций деятельности - решение проблемы совместимости психических их качеств и вида деятельности. Основываясь на указанной концепции (не на плане, жестко задаваемом себе, а именно на концепции, если ее трактовать как избирательное соотношение элементов содержания деятельности), мы можем “раскручивать” и “просвечивать” любой вид профессиональной и иной деятельности, учить индивида самого разбираться в том, что он хочет, как этого достичь. Я построил матрицу индивидуальных концепций деятельности; по ее горизонтали откладывались семь психологических принципов построения индивидуальной концепции деятельности, по вертикали - семь контентов (определителей) предпринимательской деятельности. “Прокручивание” этой матрицы хозяйственными руководителями в ходе деловых игр, в разработке компьютерных программ (раскупаемых, кстати, и за большую цену), в частности, показало следующее: психологически деятельность в предпринимательстве осознана на 30%, а на 70% осуществляется на уровне догадок. Одна из целей моей работы - “перевернуть” это соотношение - признается весьма значимой многими предпринимателями, которые даром денег не платят.