Психология предпринимательства-стр.61

В интересах предпринимателей Комитетом систематически завышались цены на поставки. Так, согласно расчетам председателя Общества заводчиков и фабрикантов Московского района Ю.П. Гужона, получаемая поставщиками “премия” составляла: 300 руб. на каждый товарный вагон; 800 руб. на каждый пассажирский вагон; 3000 руб. на каждый паровоз; 0,23 руб. за пуд рельсов.

В прошении Общества паровозостроительных и вагоностроительных заводов на имя председателя Совета министров В.Н. Коковцова от 17 октября 1911 г. о продлении действия Комитета его деятельность характеризовалась так:

“При посредстве Комитета по распределению заказов правительство становилось могущественным регулирующим началом как для определения размеров производства заводов, обусловливаемого действительной потребностью данного периода времени, так и для установления цен, выгодных для казны и не разорительных для заводов. Только благодаря этой мере наша металлургическая промышленность была спасена от грозившего ей беспримерного разорения. Определение цен на изделия вперед на более или менее продолжительный период времени, вырабатываемых Межведомственной комиссией, с правильным учетом элементов, образующих цену, - для наличных условий и обстановки заводской деятельности, казалось бы, вполне ограждает казну от переплат заводам...

Утверждение, что свободная конкуренция для казны выгоднее, чем правительственная нормировка цен, было бы правильным лишь в том случае, если бы эта конкуренция не шла в заведомый ущерб здоровому существованию предприятий, не понижая цен на пределы, при которых заводы могли бы кое-как существовать.

Период свободной конкуренции заводов между собой, предшествовавший установлению Комитета, показывает, что свободная конкуренция в тех исключительных и постоянно ухудшающихся условиях существования, которые целые ряды лет переживает русская заводская промышленность, при сильно понижающемся спросе и резком повышении цен производства, может лишь привести к панике и промышленной анархии, т.е. к явлениям, которые независимо от нежелательного для правительства разорения отдельных заводских предприятий крайне тяжело и неблагоприятно отражаются на многих других сторонах экономической жизни страны”18.