Психология предпринимательства-стр.609

Итак, предприимчивость - свойство характера, предпринимательство - особый вид экономической деятельности, субъекта же такой деятельности следует считать предпринимателем. Для более широкого круга субъектов, действующих в разных секторах экономики, стало обычным более нейтральное обращение: “деловые люди”, “бизнесмены”.

Особый интерес представляет проблема психологического климата, в которой развивается предпринимательство. Уже стало традицией утверждать, что “человек с улицы” недолюбливает деловых людей, считая их жуликами и спекулянтами, а их доходы - чересчур высокими и незаконно полученными. Такое категоричное утверждение требует разъяснения.

В проведенном мною телефонном опросе были выявлены некоторые любопытные нюансы отношения массового сознания к предпринимательству. Были опрошены жители Москвы (около 100 человек) различных возрастных и профессиональных групп. Около трети отвечавших согласились с тем, что предприниматель - это “хитрый делец, балансирующий на грани закона ради получения любым способом крупной денежной суммы” (ключевые характеристики - корысть, спекуляция); половина выбрала следующую характеристику: предприниматель - это “владелец собственного предприятия, организатор производства” (ключевые характеристики —собственность, управление); остальные отождествляли предпринимателя с “творцом, создателем новых идей, продуктов, технологий” (ключевые характеристики —изменения, творчество).

Итак, только самая маленькая по численности группа отметила творческий характер деятельности предпринимателя, боль шинство же отождествляют его с частным собственником или менеджером. Те же, кто выделил спекулятивные мотивы деятельности предпринимателей, на вопрос: “Занялись бы вы предпринимательством?” - отвечали утвердительно, вскрыв еще одно противоречие общественного мнения. Отношение к предпринимательству как к явлению формируется на основе отношения к уже действующим бизнесменам, чьи деловые и моральные качества во многом действительно заслуживают негативной оценки. Но когда вопрос обращен непосредственно к личности респондента, то оказывается, что многие не прочь стать более предприимчивыми или даже создать свое дело.