Психология предпринимательства-стр.605

Предпринимателю не обойтись без сильной воли и, главное, без чувства хозяина своей судьбы, своей власти над обстоятельствами. Последнее качество, как показывают некоторые западные исследования, наиболее резко отличает предпринимателей от остального населения (в том числе от наемных управляющих). Это - общие соображения, но и они приводят к вопросу: а может такой психологически самостоятельный и социально -для некоторых обществ - “неудобный” человек вписаться в схемы тоталитарного государства и централизованной экономики? Ведь они неминуемо порождают фатализм и иждивенчество, а в таких условиях предпринимательскому типу личности было бы очень трудно проявиться, не говоря уже о том, что само понятие “частнопредпринимательская деятельность” до последних дней украшает собой Уголовный кодекс России.

Однако и в советской системе выращивались свои кадры предпринимателей. С одной стороны, почти каждый руководитель предприятия был поставлен в условия, когда он обязан выполнить плановое задание, не имея для этого достаточных возможностей. Отсюда - старания скорректировать план, выбить фонды, утаить имеющиеся ресурсы, завысить цены на продукцию, приписки, взятки и множество других хитростей, характеризуемых некоторыми нашими учеными как “предприимчивость со знаком минус”.

С другой стороны, в густой тени административной государственной экономики (а чем больше предмет, тем большую тень он отбрасывает) всегда существовала экономика “черного рынка”, без которого наша плановая система никогда не смогла бы свести концы с концами. Практически каждый советский человек вынужден знакомиться с ее “волчьими законами” и осваивать логику обмена, в котором роль эквивалентов далеко не всегда играют деньги. Жизнь в условиях “черного рынка” требует, на мой взгляд, значительно большей расчетливости и изворотливости, чем жизнь при цивилизованных рыночных отношениях (хотя бы потому, что здесь крайне затруднен доступ к информации).