Психология предпринимательства-стр.604

Е.И. Задорожмок

Предприниматель: экономикопсихологический профиль1

В конце 1991 г. Институт экономической политики и “Психологический журнал” провели “круглый стол”. Его участников -а это были люди в возрасте до 40 лет - объединял широкий исследовательский интерес к экономической психологии. Им удалось затронуть ряд интересных проблем данной интенсивно развивающейся науки и найти общий язык в подходе к их решению. Это очень важно, ибо экономисты и психологи скорее ощущали, чем осознавали, что языка только своей науки явно недостаточно для анализа некоторых реалий экономической жизни и особенностей современной народнохозяйственной ситуации.

Заседание вел канд. экон. наук, старший научный сотрудник Института экономической политики С.В. Малахов.

С.В. Малахов:

— Открывая наш “круглый стол”, отмечу, что не все мы знакомы друг с другом, причем не только в личном плане. Некоторые экономико-психологические реалии - а их нельзя не видеть - экономист видит так, психолог этак, а хозяйственник еще как-то... Наше общее стремление - видеть эти реалии с позиций собственно экономической психологии. Надо попытаться разобраться в том, что же происходят в современной экономической жизни, выдерживающей испытания и на излом, и на сгиб, и на разрушение. Думаю, наиболее интересно посмотреть на перспективы выхода из таких ситуаций. Особенно на тот “мотор”,

который может вывезти нас из кризиса. Выслушаем мнение экономиста.

B.C. Автономов, канд. экон. наук, Институт мировой экономики и международных отношений РАН:

— Насколько я себе представляю, надо говорить о рыночной экономике, о психологических изменениях, связанных с усилением ее позиций. А здесь главная фигура - предприниматель. Кто же он? Это - экономический субъект, деятельность которого, собственно, и придает рыночной экономике динамичность, это человек, пытающийся на свой страх и риск (разумеется, стремясь к собственной выгоде) удовлетворить новые или скрытые общественные потребности, причем платежеспособные. Предпринимательство - это экономическое творчество, и как таковое оно является уделом меньшинства населения, обладающего специфическими личностными качествами. Каковы же его психологические характеристики? Начнем с мотивации - “мотора активности (поскольку этот образ, видимо, применительно к предпринимателю уже употребил ведущий, то скажем так: “стартера в моторе”), запускающего механизмы целенаправленного поведения. У предпринимателя мотивация ориентирована на достижение, успех, преодоление. Не избегает он соревновательности, борьбы с соперниками и с самим собой, стремится к радости творчества, к самостоятельному ведению дел. Чтобы эта борьба была успешной, его интеллект должен быть отчасти ограниченным (излишняя эрудиция может стать помехой), сочетаться с развитой интуицией, восполняющей недостаток информации. Пользуясь терминологией К. Юнга, можно сказать, что к предпринимательству более склонен так называемый “интуитивный”, а не “мыслящий” тип личности.