Психология предпринимательства-стр.602

Межнациональные конфликты на Кавказе, этноцентризм в центре России свидетельствуют о нарастании напряженности. В сфере бизнеса доминируют инстинкты, усиливающиеся и пас-сионарностью, и аттрактивностью, и эго-импульсами, притом отрицательной их стороной, при параличе совести. Криминальность бизнеса усиливает фрустрированность населения. В обществе нарастает и прослойка “стойких оптимистов”, ратующих за честность в рыночных отношениях, предпринимательстве, но это пока “капля в море”. Активная “группа поддержки” рынка составляет (на конец 1993 г.) не более 30% населения, примерно столько же его радикальных противников. Остальная часть - усталое и неустойчивое “большинство” в центре.

В таких условиях возможны разные варианты развития. Ясно одно - вызревает потребность в порядке (хорошо, если это будет ордолиберализм, как это было в Германии после 1945 г.). Не исключается и возвращение в новом качестве тоталитаризма, диктатуры, и при более мягком варианте - авторитаризма. Дело в том, что разбуженный в человеке “зверь” разбушевался, и остановить его только лояльными, мягкими, демократическими средствами уже не представляется возможным. При этом надо учитывать кризис власти и нарастание еще одного кризиса -душевного (потеря веры, полная апатия, опустошенность, уход в себя). Выход из них, на наш взгляд, заключается в усилении социальных факторов детерминации (подключение “социальных раздражителей”) на основе тщательной экспертизы всех компонентов глубинной психологии народов России, их менталитета; определении возможных и приемлемых средств его коррекции; достижении оптимальных темпов внедрения рынка и коррекции в этом плане средств государственной системы управления, социальной политики. Такие средства должны быть адекватны доминантам социального характера русского этноса и российского суперэтноса. В итоге победит та сила, которая предложит программу выхода из кризиса и систему ценностей, отвечающие запросам населения, социальному характеру и глубинной психологии народа.