Психология предпринимательства-стр.600

Общество, в котором мы живем

Попытаемся с помощью пентаграммы провести вкратце социальный психоанализ поведения людей, и, прежде всего, поведения экономического, в нашем обществе. При этом будем исходить из принципа “человеческой мотивации”, когда экономика связывается не только с “объективным социально-экономическим”, но и с “субъективно-психологическим” фактором, не только со “способом производства”, но и с “психическими побуждениями” во всех сферах.

В целом можно сказать, что в реформируемом российском обществе очевиден факт “оголенности” социального вектора поведения, вакуум в определении цели и смысла жизни социума: старые ценности отвергнуты, новые - не выработаны, не обретены; прежняя идеология рухнула, а новой - не появилось. В итоге наблюдается “экзистенциальный вакуум”, поражение “фрустрацией”. Есть закон: с утратой прошлого теряется и настоящее. Быть современником означает, как известно, умение быть на высоте своей эпохи, “снимая” в настоящем все прошлое и устремляясь в будущее. (Подобное состояние переживала Европа после первой мировой войны, которое прекрасно описал К. Юнг.)

В результате ослабленности социальных детерминант пентаграмма закономерно сместилась вниз, в обществе стали преобладать биологические факторы. Спавшие в тайниках индивидуальной и коллективной души “злые демоны” проснулись, вышли на поверхность низменные человеческие страсти, вырвавшиеся из-под контроля социальных сил сдерживания. Стихия рынка разбудила инстинкты (частнособственнический, наживы, стяжательства, эгоцентризма, этноцентризма и т.д.), и они ворвались вместе с их носителями в нашу личную и общественную жизнь. Наряду с некоторыми положительными моментами: свобода торговли, наличие товаров, деловая активность - они дали мощный всплеск преступности. В человеке “разбудили зверя”, и теперь неизвестно, как его укротить. Корни таких массовых явлений можно искать в “прорывах” бессознательного во всех его проявлениях12.