Психология предпринимательства-стр.6

Попытки выделения предпринимателей как особой социальной группы в рамках социальной стратификации (Заславская Т.И., 1995) позволяют сформулировать критерии эмпирической идентификации ее представителей. Авторы выделяют три основных занятия или рода деятельности: предпринимательство, предполагающее владение предприятием, индивидуальный труд и работа по найму; в качестве дополнительного критерия учитывается профессионально-должностной статус (руководители, специалисты, рядовые работники).

На основании предложенных критериев были эмпирически выделены и идентифицированы представители предпринимательского слоя современного российского общества (бизнес-слоя по определению Т.И. Заславской), в рамках которого в свою оче редь, были выделены подгруппы, различающиеся условиями и содержанием предпринимательской деятельности:

1)    собственно предприниматели, выступающие одновременно и собственниками, и руководителями своего предприятия (особую группу из их числа образуют т.н. “самозанятые”t т.е. занимающиеся индивидуальным бизнесом);

2)    полупредприниматели, совмещающие предпринимательскую деятельность с наемным трудом (в этой группе выделяются руководители и рядовые работники);

3)    менеджеры, осуществляющие функции руководства и распоряжения ресурсами, но не являющиеся собственниками предприятия (здесь выделяются совладельцы и наемные менеджеры).

Результаты проведенной работы позволяют сформулировать достаточно четкие критерии идентификации субъектов предпринимательской деятельности. Вместе с тем, они со всей очевидностью указывают на неоднородность предпринимательского слоя, что делает необходимым для исследователей предпринимательства, в том числе психологов, в каждом случае четко определять специфические признаки выборки, на которой проводится исследование.