Психология предпринимательства-стр.599

Одна из центральных детерминант и точек бифуркации на схеме включает в себя то, что Гумилев назвал “разум + воля”, или разумный эгоизм. Отсюда исходят “эго-импульсы”, т.е. импульсы, связанные с жизненными интересами человека, его насущными целями и смыслом жизни. За “интересом” здесь может стоять интерес осознанный (поскольку разум присутствует), но также и неосознанный (влияющий на волю), что несколько расширяет границы содержания “разум + воля”, по Л. Гумилеву. “Эго-импульсы” коррелируют, с одной стороны, с “импульсами совести”, с другой - с “общественными влечениями”, выходят на “общественный интерес” и на “общественный идеал”. Заметим, что в теории этногенеза Гумилева убедительно показана связь пассионарности с общественным идеалом, несмотря на то, что последний носит, как правило, иллюзорный характер. Это правомерно, ибо без такого идеала этнос жить не может.

Здесь мы уже имеем “выход” в сферу сознания через “пред-сознательное”. В зоне 0, т. е. в области сознательного, личный интерес и интерес общественный в идеальном варианте образуют вектор, совпадающий - опять же в идеале - с социальным вектором поведения, который устремлен к цели и жизни социума. В нашей пентаграмме, этом своеобразном представлении “мира мотивации”, интерес находится в центральной точке бифуркации.

При этом с помощью “пентаграммы” анализ может осуществляться на уровне как индивидуальной, так и общественной психологии, с применением, в частности, методологии исследования малых и больших групп, теории “коллективного бессознатель ного” (К. Юнга) и “социального бессознательного” (Э. Фромма), “смысловой”, “вершинной” психологии (В. Франкла, Л. Выготского, А. Леонтьева) и др.