Психология предпринимательства-стр.595

Наш исследовательский подход к проблеме “мы - рынок” позволяет сделать маленькие “открытия”. Например, процесс нашей адаптации к рыночным отношениям - это внутренняя борьба каждого в отдельности и всех вместе. Используя термины Фрейда, это борьба между Оно и Я с посредничеством Сверх-Я, где срабатывает также “вытеснение” и “сопротивление”8. Одни опрошенные признаются: сознанием-то мы за рынок, а душой -еще там, в прошлом. Другие говорят, что умом они понимают преимущества рынка, но в то же время у них присутствует какое-то необъяснимое чувство недоверия к нему, даже его неприятия9. Это как раз и есть пример недопущения, сопротивления со стороны сознательного (Я) переживаний, заложенных в бессознательном (Оно).

У многих побуждение, переживание, внутренний мотив не допускается в сознание настолько, насколько это противоречит существующим нравам, т.е. внутреннему цензору Сверх-Я. Например, совестливым людям трудно войти в бизнес именно по этой причине. Но если они и начинают, то переживают конф ликт между Я и Оно. Часто молодой бизнесмен не ставит осознанной цели “нагреть” при скупке или продаже партии товаров своего партнера, покупателя и тем самым его обмануть, причинить неприятность. Но тайно, бессознательно она может “жить” и действовать. Сверх-Я старается не пускать ее в сознание, не исчислять мотив обмана, и не вскрывать тайну сделки с точки зрения совести, т. е. отбросить “ненужные” переживания10. Иногда создается ситуация, описываемая Э. Фроммом: “Большая часть того, что реально внутри нас, не осознается; а большая часть того, что осознается, нереально”. Выходит, что приверженность поиску новой внутренней реальности открывает новое измерение истины для “рыночного человека”.