Психология предпринимательства-стр.594

В российском суперэтносе, особенно русском, фактор совести, нравственности занимал особое, часто определяющее значение в саморегуляции и социорегуляции поведения людей в работе, быту, на досуге и т. д. Об этом свидетельствует не только наша философия и литература, но и народные обычаи, нравы. В одной из старинных песен есть заповедь: “чтобы правда была на Руси”. Совесть всегда сопрягалась с правдой, которая соотносилась больше с искренностью, открытостью, отсутствием хитрости, лукавства. Правда даже заменяла истину или считалась выше истины, ибо за правдой всегда стояла совесть. Или, как бы мы сказали сегодня, критерием истины была правда, а правды -совесть.

Правда и совесть, как один из весьма сильных механизмов мотивации и регуляции поведения людей на глубинном уровне, носят скрытый характер, но их результаты наблюдаемы и очевидны. Феномен совести, к сожалению, слабо исследован психологами, но он безусловно коррелирует с переживанием и, вероятно, является его главной детерминантой.

Совесть - критерий действия некоторых российских предпринимателей и сегодня, хотя и поговаривают, что ныне это ка чество ими утеряно. Конечно же, важную роль играет оценка действий предпринимателей народом, обществом (совестливое “око народа”). Сегодня идет трудная борьба совести с потребностью первоначального накопления капитала. Меняются оценки такого явления, как спекуляция. Психологические механизмы совести расщепляются, трансформируются, дуализируются. Процесс этот протекает очень сложно и трудно, его изучение требует тонкого инструментария, а мы нередко рубим сплеча, что чревато глубокими психическими сдвигами у современного человека и целых наций.