Психология предпринимательства-стр.593

Разочарование, т. е. элемент экзистенциального вакуума, испытывают “пораженцы” и “рвачи”. Их пугает отход от рынка, потеря своего дела; в “четырехугольнике” В. Франкла они находятся больше в зоне II. В состоянии апатии, подавленности (близком к фрустрации) пребывают “перебежчики”, что понятно: для них смысл жизни в России (как и для части “стойких”) потерян по причине политической нестабильности. Высокую эмоциональную устойчивость: спокойствие, надежду, уверенность в себе показывают “теневики” (им ничего не грозит, и с ликвидацией “открытого” рынка они вернутся в прежнее состояние и будут прекрасно жить) и “стойкие”. Но последние сильнее других испытывают чувство неудовлетворенности ходом реформ, деятельностью властных структур. Обретение ими экономической силы вступает в конфликт с властью ряда ведущих политиков, государственных ведомств.

При всей привлекательности “четырехугольников” В. Франкла и Л. Гумилева, в них все же не хватает неких дополнительных “углов” для анализа мотивации субъектов рынка и различных слоев населения. Прежде всего отсутствуют базовые категории психологии, от которых в решающей степени зависит характер, направленность и сила проявления мотивационных механизмов поведения - таких, как “потребности” и “интересы”. Конечно, за “влечением” и “вожделением” у Гумилева, можно сказать, стоят потребности. Но какие? Как здесь можно использовать структуру потребностей, например, по Маслоу?

Социопсихопортрет российского предпринимателя

Согласно нашим исследованиям, которые носили пилотажный характер, опросам и интервью, проведенным среди предпринимателей в 1990-1993 годах, феноменологичность субъекта российского рынка состоит в том, что у него очень сильно представлены духовные потребности, духовная мотивация (часто латентная, скрытая), проявляющаяся на уровне “вершинной”, но, особенно, “глубинной” психологии7. На этом фоне заметно отсутствие в четырехугольниках Франкла и Гумилева такого механизма детерминации и регуляции поведения, как “совесть” (хотя в описании теоретической концепции, например, Франкла, он занимает чуть ли не доминирующее положение).