Психология предпринимательства-стр.592

В зоне IV находится та часть предпринимателей, у которой сильная страсть к бизнесу корректируется “разумным эгоизмом”. Для российского рынка это наиболее характерный и распространенный тип. В нестабильных условиях они вынуждены компенсировать свой пыл расчетливостью и изворотливостью. О данном типе можно сказать - это “разумнострастный эгоист”. В принципе, для нас это вполне нормальный сейчас слой предпринимателей, поскольку иного пока не дано в силу явной криминогенное™, бескультурного состояния рыночной среды.

Одно социологическое исследование выявляет такие типы поведения предпринимателей: 1) “пораженцы” - с установкой свернуть дело в любой момент и начать искать себя в других сферах деятельности; 2) “стойкие” - стремящиеся заниматься своим делом, пока хватит сил; 3) “рвачи” - с установкой несмотря ни на что побольше зарабатывать для безбедной жизни;

4)    “теневики” - с устремлением снова уйти в “черный” бизнес;

5)    “перебежчики” - возникнут трудности - уедут за границу. Наложим данные типы на четырехугольник Л. Гумилева и нам станет очевидно: “стойкие” окажутся преимущественно в зоне I, “теневики” - в зоне И, “рвачи” и “пораженцы” - главным образом в зоне III, хотя часть, может быть, и в IV. Преимущественно же в зоне IV находятся “перебежчики”, т.е. те, которые в любой момент и несмотря ни на какие преграды готовы уехать за гра ницу, но высокая страсть (большой заряд пассионарности) сочетается у них с разумным эгоизмом.

Данный тип предпринимателей накладывается, хотя и менее адекватно, на четырехугольник В. Франкла. Исследование показало, что в настроении предпринимателей (апрель 1992 г.) преобладал положительный - оптимистический настрой, т.е. большинство из них находились выше оси “успех - неудача”, поскольку верили в успех дела. Вместе с тем есть другая доминанта - большинство переживали неудовлетворенность, связанную с непоследовательностью, неумелой экономической политикой, нестабильностью властей. Самая большая неудовлетворенность от нестабильности у “стойких” - она мешает им планировать свою стратегию в бизнесе.