Психология предпринимательства-стр.590

Модусы пассионарности разнообразны. Это гордость, стимулирующая жажду власти и славы; тщеславие и творчество, алчность и стяжательство копящих как деньги, так и знания; приверженность идее, создающая фанатиков и мучеников. Поскольку при оценке степени пассионарности моральные оценки неприменимы, выходит, что она не согласуется с совестью (“подсознательным богом” у В. Франкла) и Сверх-Я (“внутренним цензором” у 3. Фрейда).

Концепция пассионарности полезна в исследовании глубинной мотивации экономического поведения людей, особенно предпринимателей. Здесь значима формула: разум + воля = “разумный эгоизм”, или, как его называет Гумилев, “безудержный эгоизм”, требующийся для достижения определенной цели6. Он, по Гумилеву, исключает рефлекторные механизмы поведения, равно как и поступки, совершенные по принуждению других людей. Значит, данное свойство находится в зоне сознательной психики, психологии сознания, на уровне “сознательное” или в пограничной зоне.

“Разумному эгоизму” противостоит группа импульсов с обратным вектором, которую Гумилев называет “аттрактивностью”. Ее пример - искреннее влечение к истине, справедливости и красоте. Влечение сильно варьирует в силе импульса и всегда ограничивается противовесом - “разумным эгоизмом”. Но в ряде случаев аттрактивность несет в себе сильнейшее устремление и может привести к самопожертвованию, гибели, как и пассио-нарность (примером тому - межнациональные конфликты, войны). Природа аттрактивности, как пишет Гумилев, еще не ясна, но соотношение ее с инстинктивными импульсами самосохранения и с пассионарностью такое же, как в лодке соотношение двигателя (мотора) и руля. Таким же образом соотносится с ними “разумный эгоизм”, как противовес аттрактивности. Вот четыре “угла”, по Гумилеву, в “психологической классификации на орга-низменном уровне”.