Психология предпринимательства-стр.589

“Четырехугольник” Л. Гумилева

Как видно, не все предприниматели “укладываются” в четырехугольник Франкла. Поэтому для их характеристики с позиций социального психоанализа (в нашей интерпретации) обратимся к “Психологической классификации на организменном уровне” Л.Н. Гумилева и назовем ее “четырехугольник Гумилева”, или график “пассионарности” (рис. 2).

Рис. 2. Четырехугольник Л. Гумилева (пояснения в тексте)

Пассионарность - это характерологическая доминанта человека или этноса, заключающаяся в необоримом стремлении (осознанном или чаще неосознанном) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более счастья и жизни современников.

Пассионарность рассматривается Гумилевым как антиинстинкт, или инстинкт с обратным знаком. Причиной ее проявления является биохимическая энергия живого вещества, отражающаяся на поведении этнических групп и проявляющаяся как особое свойство характера людей, психической конституции человека. Пассионарность сопрягается с любыми способностями: высокими, средними, малыми. Добавим, что она сопрягается, очевидно, с разными уровнями психической деятельности. Как антиинстинкт, она проявляет себя на уровне “добессознательно-го” и “бессознательного”, а как страсть творчества - на уровне “сверхсознания”. Л.Н. Гумилев отмечает, что пассионарность, “одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключает только равнодушие”, т.е. экзистенциальный вакуум фрустрация В. Франкла не учитывает.