Психология предпринимательства-стр.587

Оказалось, что к зоне 111 относятся люди, отчаянно бросившиеся в рынок как в бушующий океан, но плохо “умеющие плавать”. “Встреча” (сшибка) в психике человека с одной стороны сильного стремления быть предпринимателем, иметь успех, про являющегося даже на уровне отчаяния, а с другой - неудач на практике, случаев банкротства приводят в результате этих людей к состоянию глубокой депрессии. Поэтому их можно назвать “отчаянными неудачниками”. Слабость их в том, что они для спасения, выживания и успеха не “включают” потенциал своего разума, не напрягают ума, находятся во власти эмоций, надежды на счастливый случай, “авось”. Считается, что эта группа по численности незначительна, близка к I, и как бы уравновешивает общее состояние нарождающегося слоя предпринимателей.

Следует иметь в виду, что группа III опасна для общества, ибо неврозы могут переходить либо в “тихую апатию”, либо в “отчаянную агрессию”, может появиться латентный мотив окончить свою жизнь, предварительно “рассчитавшись” с другими. Если же согласиться с выводами психиатров и психологов, что каждый душевнобольной способен - при “благоприятных” условиях - “заразить” десятерых, ясно, какая опасность может исходить от группы III. Фрустрацией могут быть поражены и люди из группы I, т.е. из числа преуспевающих предпринимателей, но лишь ввиду неразвитости духовных потребностей, неумения обрести “стремление к смыслу жизни” на фоне насыщения относительно развитых и удовлетворенных материальных потребностей.

В зону IV входят люди, рвущиеся к успеху, как альпинисты; они падают, “в кровь сдирают себе руки”, но встают и вновь идут к своей “вершине”, своему пику победы. Это люди целеустремленные, преодолевающие барьеры и препоны на пути к свободному предпринимательству; через неудачи они все же достигают успеха - и он тем более им дорог. Это группа закаленных в невзгодах предпринимателей, людей с сильной и устойчивой психикой. Эксперты называют их надеждой цивилизованного рынка. По численности из немного, но группа потенциально мощна, если рынок в России будет стабильно развиваться цивилизованным путем. Многие из них считают политику “грязным” или пустым делом и отстраняются от нее, не понимая, что их интересы все равно объективно присутствуют в ней. Кроме того, пока не будет цивилизованной политики, не будет и цивилизованного рынка (сегодня политический “театр абсурда” формирует структуры с антигуманной направленностью, например, мафиозные группы и т.п.).