Психология предпринимательства-стр.585

Рис. 1. “C-Кв" В. Франкла парадоксальность саморазвитию” - приходится признать, что от “качества” субъекта во многом зависит и “качество” рыночных отношений. Отсюда настоятельность и значимость изучения всех его особенностей и прогнозирования на этой основе потребных для рыночной экономики качеств субъекта хозяйственной жизни, в первую очередь - предпринимателя.

От “триады” - к “четырехугольнику”

Классический подход в исследованиях социальных явлений строится преимущественно на триаде: три уровня шкалирования в социологии; уровни душевной жизни по 3. Фрейду: Я, Сверх-Я, Оно; психологическая формула: стимул - реакция на стимул -поведение. Применяется также симметричная и четвертичная матрицы.

Примером “четырехугольника” являются два графика: “вершинной” психологии В. Франкла и теории пассионарности Л. Гумилева.

Четырехугольник В. Франкла - это схема “C-Кв”. Рассмотрим его подход и применим к анализу субъекта российского рынка (рис. 1). График В. Франкла показывает разные возможности, психические состояния в зависимости от истолкования субъектом смысла жизни: имеет, начинает терять, теряет, вновь обретает (переживает). Зона “Экз. вак.”, т.е. экзистенциальный вакуум, означает потерю смысла жизни. В зоне “C-Кв”2 возможно переживание мгновения озарения смыслом жизни перед смертью.

Введем сюда дополнительный анализ, применяя принцип дополнительности. Выделим зоны I, И, III, IV и соединим их, получив четырехугольник В. Франкла. В различных аудиториях3 (аспиранты, менеджеры и специалисты по маркетингу, работники административных органов, преподаватели РАУ) нами задавался вопрос: какая примерно часть отечественных предпринимателей находится в той или иной зоне? Ответы большинства сошлись на следующих позициях: