Психология предпринимательства-стр.584

В. Д. Попов

Социальный психоанализ субъектов российского рынка1

Исследуется проблема вхождения в рынок с опорой на авторский вариант социального психоанализа, выводимого, с одной стороны, из работ 3. Фрейда, Э. Фромма, В. Франкла, с другой - из трудов известных отечественных мыслителей: Л. Выготского, А. Леонтьева, П. Симонова, Л. Гумилева. Гипотеза, нашедшая концентрированное выражение в схеме под названием “пентаграмма”, объясняет глубинную мотивацию поведения социума и выявляет некоторые психологические характеристики субъектов российского рынка, трудно улавливаемые другими средствами анализа. “Пентаграмма” строится на таких постулатах, как “человекоразмерность” объектов исследования; уникальная сложность процессов их саморазвития и саморегулируемости; гуманистическая стратегия возможных практических преобразований; построение сценариев возможных линий развития изучаемой системы в точках бифуркации.

Ключевые слова: экономическая психология, социальный психоанализ, экономическое поведение, пассионарность, “человекоразмерность”.

Анализ современного состояния хозяйственной жизни, развития политических процессов, динамики массовых настроений и ожиданий позволяет с уверенностью сказать, что наши реформы совершенно не просчитывались с точки зрения психологической реакции на них народа. В частности, не учитывалось, что рынок должен быть адаптирован к населению - иначе он может быть отторгнут. Поэтому создается парадоксальная психологическая ситуация: ратуя за рынок на словах, в действительности же мы бежим от его цивилизованного варианта. И это опасно! Может наступить психологическое истощение, предел ожиданиям и долготерпению, потеря веры в перспективы рынка, неверие в очередные предвыборные обещания, а в итоге - глубокое разочарование в очередном “светлом будущем”. Это будет куда драматичнее, чем разочарование в “коммунизме”, ибо дважды переболеть фрустрацией (потерей цели и смысла жизни) одному и тому же поколению уже физически невозможно. Если сейчас резко возросло количество душевнобольных и умирающих от “ударов по психике” людей, то повторное разочарование может оказаться разрушительным для генофонда нации. Отсюда значимость социально-психологической, экономико-психологической перспективы вхождения в рынок в целом и особого внимания к его субъекту. Если учесть, что у него “внешнее, действуя только через внутреннее, существенно зависит от него, задавая