Психология предпринимательства-стр.582

“Возможное в мышлении”, или взгляд на проблему самих мыслителей

Проблема возможного в мышлении, свободы мысли и риска “недодумать; потенциальные альтернативы оформилась в ряде работ методологического характера и может быть также прослежена в научной и художественной литературе, которая позволя ет высветить соответствующие нереализованные линии анализа в самой психологии мышления.

Остановимся только на двух близких нашему контексту частных проблемах, анализируемых К. Поппером. Прослеживая изменения соотношений позиции активизма (как требование к людям проявлять себя в действиях) и историцизма от ранних к более поздним работам Маркса, автор пытается показать следующее: принятие позиции “разум не может играть какую бы то ни было роль в созидании более разумного мира”, ведет к мистицизму. Если считать, что умственные способности людей хотя и обусловлены воспитанием, но не полностью, что они в состоянии критически оценивать свой опыт, оспаривать и совершенствовать свои мысли - значит они могут улучшать окружающую физическую и социальную среду. То есть, согласно авторской позиции, негоже человеку мыслящему лишь оказывать вспоможение при родовых муках истории. Человек способен изменять будущее, и именно эта функция разума, а не те или иные решения “метафизической” проблемы свободы воли, ведут к построению открытого общества. Она включает рационализм как готовность не принимать решений вслепую и способствовать любой аргументации при ПР. Вера в разум иррациональна, но она необходима для отстаиваемой методологической позиции “критического реализма”. То общее, что проявляет человеческое мышление при решении моральных и научных проблем - готовность к гипотетическому принятию той или иной теории, к действию в соответствии с ней (или моральной нормой), но и к отвержению ее, если разумом осмыслены другие возможности. Любое принуждение силой (как арбитр в любом споре) - это презрение к человеческому разуму. Соответственно, демократизма в обществе тем больше - идет ли речь о древних Афинах или о сегодняшнем дне - чем меньше в нем силовых решений проблем, и тем больше уровень их осмысления.