Психология предпринимательства-стр.581

С одним из аспектов оценки произвольности принятия решений связана также проблема использования знаний. Рассмотрим ее на примере одного из наших исследований, в котором анализировались особенности так называемого нормативного мышления, в частности при сравнении выбора альтернатив специалистами и неспециалистами в области юриспруденции. Совместно с юристом А. Кондратчиком были разработаны проблемные ситуации, связанные с возможностями реализации закона о полномочиях Президента СССР. Исследование проводилось в 1990-1991 гг., когда закон активно обсуждался в средствах массовой информации и была достаточная заинтересованность в нем и непрофессионалов, т.е. простых граждан. Многие ошибки при решении этих задач юристами (преподавателями, практиками, аспирантами и студентами) оказались схожими с ошибками непрофессионалов, поскольку имели в своей основе те же ограничения в понимании возможностей мысленного развития ситуаций в тех или иных направлениях. Так, использовались обоснования неверных альтернатив по типу: “Президент хороший человек, значит он не будет поступать плохо по отношению к части своего народа, и не надо предполагать его некоторых действий (бомбежек на территории своей страны)”. То есть некоторые альтернативы, будучи верными с точки зрения законоположения (в частности, связанные с пониманием нормативного регулирования действий Президента как Главнокомандующего), отвергались даже профессионалами просто в силу их “немыелимости”6.

Результаты нашей работы могут быть интерпретированы и следующим образом. Риск ошибиться или принять неверное (с точки зрения законоположений) решение оказался примерно одинаковым для групп с разными основами “базовых” знаний. И среди непрофессионалов отсутствующие у них знания могла компенсировать субъектам именно готовность обследовать разные мысленные преобразования ситуации. В таких продуктивных реализациях возможного в мышлении ведущую роль играет не только (и не столько) логическая компетентность субъектов, сколько их психическая готовность к реализации потенциала собственного мышления.