Психология предпринимательства-стр.568

Умение рисковать, согласно пособию - глубоко индивидуальная черта характера, здесь нет места “колхозной” усреднен-ности. Главное - как Вы хотите это делать, причем часто данное это и видно только лишь Вам, наставляет книга, повышающая ко всему прочему и уровень настроя на креативную деятельность в сфере экономики. Хорошо бы такого рода книгу иметь и нашему бизнесмену... Возвращаясь к предпринимателям-инно-ваторам следует подчеркнуть, что их склонность к риску с позиций обыденного сознания обычно завышается: самые удачливые предприниматели рискуют умеренно, “скрывая” за смелым решением трезвый учет своих возможностей, умение использовать конфигурацию окружающей социальной среды, личностные параметры будущих потребителей и контрагентов. Кроме того, в феномене риска есть различные составляющие: рисковать можно финансовым состоянием, карьерой, социальными связями, эмоциональным благополучием, короче - чем угодно, но не по принципу: пан или пропал.

Предприниматель, судя по тестовым испытаниям, склонен ко всем видам риска, да еще может придумать свои разновидности. Но в отличие от “игрока”, он стремится сочетать оптимальным образом субъективные и объективные обстоятельства, проявляя выдержку и расчет, видя в “темноте” неопределенной ситуации то, чего не видят другие. Это не фаталист, верящий в счастливую звезду; это человек, учитывающий и расширяющий “зазор” между объективными обстоятельствами и субъективной способностью изменить их в свою пользу - с допущением возможных отклонений и готовностью их поправить.

Удивительно, но предприниматели, затевая новое дело, убеждены, что они особо не рискуют; если же за это дело берутся другие люди, то ссылаясь на отсутствие у себя соответствующих способностей, они преувеличивают уровень риска до такой степени, что не верят в достижение успеха. Поговорка: глаза боятся, а руки делают - явно не про них.