Психология предпринимательства-стр.566

Рисковые ситуации характеризуются, согласно американским психологам А. Тверски и Д. Канеману, как принципиальная применяемость идеи (осознание этого момента многими порождает, к примеру, такой вопрос: как же я не догадался?..) или инициативы (соответственно: почему я не взялся за это дело?); их сопоставительность с похожими, но исчерпывающими момент новизны идеями или инициативами; “укорененность” новых предлагаемых продуктов (благ) в уже наличествующей совокупности вещей. Важным параметром оценки рисковой ситуации является и конкретизируемость, т. е. выявление содержания идеи (инновации) через информацию, доступную другим.

Идя на риск, предприниматель-инноватор знает (или догадывается) о ситуации и возможности ее решения больше, чем это кажется другим и даже ему самому; он очень прицельно выстреливает на рынок любое новое благо: товар, услугу или идею [14].

Данные параметры рисковых ситуаций описываются с опорой на теорию принятия решений и теорию информационных процессов, где все довольно четко калькулируется. Но при этом, подчеркивают психологи, нередко из поля зрения выпадает “темная” сторона предпринимательства, не в плане “теневой” экономики, а наличия рационально непроясняемого чутья, присущего предпринимателю. Где есть полная ясность - там нет собственного предпринимательства, особенно инновационного, а есть рутинная деятельность, обладающая качеством понижающейся продуктивности. Тем самым, поиск рисковых ситуаций - не авантюризм, а неизбежный способ удержаться “на плаву”. И “сорвать банк” - далеко не главная цель предпринимателя, даже “теневого”... Кейнс еще в 1925 г. писал, что в России стремление к деловой карьере расценивается как желание научиться кражам со взломом, подлогам и хищениям - в отличие от Англии, где делание денег - столь же респектабельное занятие, как быть чиновником или священником. У нас же эту активнейшую часть популяции административно-командная система или “нанимала” на службу, или всеми средствами изживала. Хотя эта система порядочно устарела, стереотип неприятия частного делового человека все еще давит на сознание широкого социального окружения. Мы все еще не можем признать безусловности того, что поиск рисковых ситуаций и умение их разрешать - важнейшее средство регулирования экономической жизни, а люди, способные к этому, - достояние общества.