Психология предпринимательства-стр.565

Итак, какое же место занимает риск в деятельности предпринимателя - индивидуального и “коллективного”, делегирующего свои полномочия, скажем, директору?

Сегодня в нелегкие времена для предпринимательства и предпринимателей (раньше было легче: спрятался в “тень” - и налаживай производство) безусловный интерес вызывают контуры этой крайне необходимой любому развивающемуся обществу фигуры. И в первую очередь - социально-психологические контуры, чтобы человеку, начинающему заниматься предпринимательской деятельностью, знать или хотя бы догадываться, подходит ли она ему. Представители экономической психологии пытаются обрисовать эти контуры, исходя не только из общего взгляда и здравого смысла (но и не пренебрегая ими!), не только из соображений о неистребимости у части людей (составляющей небольшую часть населения6) тяги к предпринимательству, но и опираясь на серьезные психологические исследования.

Риск - это неопределенность исхода и возможные неблагоприятные последствия, однако это и ожидаемый выигрыш при реализации уместных действий. Один из ключевых моментов в поиске благоприятного исхода - активная и целенаправленная деятельность субъекта (не обязательно “шоковая”, сверхбыстрая; риск может проявляться и в умении выжидать), его способность принимать и осуществлять индивидуально окрашенные решения. Стоит ли напоминать, что в условиях коренных экономических преобразований исследования этой категории крайне необходимы?!

Еще в 1920 г. западный экономист Ф. Найт отметил, что предприниматель - это человек, не боящийся рисковать в условиях неопределенности. Поиск соответствующих ситуаций, умение разрешать их в свою пользу описывается психологами как предрасположенность к риску. В случае с инновациями это приобретает первостепенную значимость при поиске рисковых ситуаций, “продуктивных аномалий”, “щелей в заборе”, “участков прорыва” и т.п.