Психология предпринимательства-стр.564

В продолжение его мысли можно сказать, что такое выявление не может быть алгоритмизировано, ибо собственно субъект предпринимательства всегда ориентирован на нечто новое, традиционно неуловимое, психологически не закрепляемое (если не говорить об ориентации на чувство новизны в целом). Поэтому экономико-психологические методы должны быть направлены скорее на выявление способностей, склонностей, устремленности к предпринимательству, а не на научение ему.

Характерно, что сравнительно небольшое число интервьюируемых (14 человек) обнаружили несовпадение мнений и оценок по стилю и характеру рисковых решений. Большинство указало, что сами не знают, как будут действовать в той или иной ситуации: с опорой на мобильные решения или же на выжидание, с изысканием своих возможностей или в надежде на партнеров. В то же время практически все согласны, что без чувства риска нельзя заниматься предпринимательством. Примерно равно распределились мнения тех, кто считает: каждый должен платить за риск сам (их условно можно назвать “индивидуалистами”), и тех, кто думает, что должна существовать некая подстраховка рискующего (“коллективисты”). Из числа последних интересно мнение интервьюируемого, утверждавшего, что собственно рисковых людей не так уж много, что они - своего рода “достояние нации”, их надо беречь и страховать. Другой отметил наличие некоей психологически детерминированной “солидарности” предпринимателей, они куда реже “топят” друг друга, чем это представляется поверхностному взору. В то же время они руководствуются определенным кодексом поведения, нарушение которого блокирует поддержку и может привести к развалу дела, начавшегося успешно. Риск в предпринимательской среде пд>этому осмысляется с оглядкой на мнения значимых других.