Психология предпринимательства-стр.562

Во-первых, потому, что игра по типу “казино” в итоге имеет нулевой результат и сводится к перераспределению наличествующих ресурсов (денег или фишек). Удачный же риск при осуществлении хозяйственного решения, коммерческой сделки (не ориентированной лишь на спекуляцию), внедрении инновации предполагает нечто принципиально новое: благо или услугу на рынке, связь между экономическими агентами, до коммерческой сделки не существовавшую (в идеале - сеть связей, взаимно страхующих друг друга агентов). Поэтому коммерция в своих высших проявлениях уподобляется не дарвиновскому закону борьбы за существование, а социобиологическому закону взаимопомощи (не оказавший такой помощи часто выводится из “игры”). Введение новой технологии или нового наукоемкого производства - результат именно рискового поведения, элиминируемого экономической наукой, но поставленного в центр внимания экономической психологией.

Характеризуя ощущения человека, идущего на экономический риск (выявленные в ходе пилотажного исследования и интервью), следует отметить, что риск является своеобразной оболочкой креативной идеи, замысла, плана, алгоритма действий. Один из опрашиваемых сравнил его с пеленками для ребенка, абсолютно необходимыми на первых порах, но в дальнейшем являющимися помехой. Действительно, имидж поставщика товаров, партнера и т.п.— это постоянство и надежность, якобы исключающие риск. Но можно сказать, что риск - “одежда”, которая нужна всегда, на любой стадии дела, но она всегда разная, зависящая от многих факторов личности и среды.

Во-вторых, риск хозяйственной деятельности - не только действия в ситуации неопределенности, но и создание таких ситуаций. Отсюда неприемлемость предпринимателями устоявшихся образцов деятельности, создание своих форм и фирм, своего стиля поведения, личностно окрашенного и ситуативно изменяющегося.