Психология предпринимательства-стр.560

В. Роллер указывает на значимость регуляции риска в условиях стабильной экономики. Здесь “цивилизованный риск” выводится из фактора взаимного понимания и взаимного признания (“джентльменского соглашения”), что способствует созданию эффективных “портфелей риска”, т. е. набора взаимно подстраховывающихся решений. Психологически они выступают как бы гарантом безболезненного выхода из кризисных и конфликтных ситуаций, решения острых социальных проблем

(в Германии связанных с таким фактором, как старение населения). Это не “риск без риска”, это ставка на ряд взаимозаменяемых шансов вследствие “профессионализации управления рисками”.

Роллер, как и Дюкло, подчеркивает также морально-психологическую готовность идти на риск, насаждаемую в общественном сознании, через механизмы “раннего оповещения” о возможном неблагополучном исходе дела, что повышает уровень поисковой активности, мобилизует потенциал доверия к принятым решениям. Риск - мотор творческого решения проблемы, подчеркивает автор, но и возможная опасность неоправданной эйфории в социуме.

В определении степени риска, подчеркивают английские экономисты, важна роль такого психологического фактора, как “приватная инспекция”, т.е. личностное оценивание способности банковской системы к инвестированию и отбору получателей кредитов. Брокеры, дилеры, другие ранее экзотические для нас фигуры (хотя их так трудно идентифицировать с определенной функцией), согласно авторам - в первую очередь хорошие практические психологи. Именно поэтому “неудачи на рынке они соотносят с обманом, воровством, нерегулируемыми деловыми связями”, которые в принципе можно предвидеть, угадать и избежать, зная человека, убеждаясь, с кем имеешь дело. В этом ракурсе “чисто финансовое поражение имеет ограниченное значение”. Может быть поэтому доброе имя в предпринимательстве - весомый ресурс, позволяющий конструктивно воспринимать поражение и вновь начинать дело? А “приватная инспекция” значит и отбор людей в бизнес по нравственным качествам? Поэтому положение - прибыль любой ценой - неприемлемо в современном предпринимательстве.