Психология предпринимательства-стр.557

На безусловную необходимость соблюдения нравственных правил в рисковом поведении указывает А. Этциони, подчеркивая, что экономическая наука не может объяснить многие его параметры. Так, индивид предпочитает надежный выигрыш сейчас гораздо большему, но предполагаемому в будущем, даже если вероятность получения последнего достаточно высока и более выгодна с рациональных позиций. И в то же время он идет на риск проигрыша в том случае, если предпочитает рисковое поведение ради него самого. При этом люди, уверенные в себе, чаще идут на риск, ибо они не боятся “потерять лицо” при проигрыше - этот нравственно-аффективный фактор более значим для них, чем действие когнитивных структур, предупреждающих о возможных опасностях.

Т. Леви, анализируя связь риска и нравственности, подчеркивает, что рисковые решения конструктивной направленности может принимать лишь индивид, ориентированный на свободу и одновременно на понимание социальных координат общества. В несвободном обществе нет риска, без риска же нет продуктивной экономики, ибо когда степень социально-психологической обеспеченности, равно как и уровень регламентации активности мерами предосторожности, слишком высоки - стремление к успеху сменяется безразличием и моральной стагнацией. Риск -это рассредоточение ответственности, повышение градуса самостоятельности, чувства причастности к живому делу. Необходима целая система обучения готовности к риску с опорой на средства массовой информации: она поможет преодолеть многочисленные фобии (или же стимулировать их). И в любом случае в деле научения риску следует идти от “эпидемиологии” к “глубинной политике и психологии”. Надо создавать также новые легальные структуры оценки риска в предпринимательстве, помещать его в благоприятный морально-психологический климат. И следует помнить: рискуют в первую очередь индивиды, массы же чаще всего поддаются эпидемии страха или эйфории надежды.