Психология предпринимательства-стр.556

Ясно, что европеец рискует не так, как американец, японец или русский. На рисковое поведение оказывают влияние многие детерминанты социального окружения, культурных традиций и т.д. Но в любом обществе наличествует некий слой “рисковых людей”, а история их успеха - лучшее пособие по изучению риска.

Излагая результаты своего исследования по восприятию риска, а оно детерминируется такими базисными представлениями, как вероятность реализации нежелательных последствий, размер возможных потерь, комбинация первого и второго, - А.И. Мечи-тов и С.Б. Ребрик отметили роль социально-культурных различии к оценке риска. Так, в США середины 80-х гг. терроризм оценивался как большая угроза по сравнению с СССР и Норвегией (излишне напоминать, что ситуация меняется, и терроризм оценивается отрицательно и у нас). Общая тенденция в оценке риска - повышение роли индивидуализирующих оценок: риск лучше “узнается” лицом к ситуации, при добровольном вхождении в нее. Ростки предприимчивости усиливают эту тенденцию, а с учетом того, что рисковые решения в экономике чаще, чем рутинизированные, приводят к благоприятным ре зультатам, такую тенденцию следует считать социально полезной.

Возвращаясь к сфере бизнеса, отметим, что адекватное восприятие этнопсихологических особенностей рискового поведения контрагента безусловно может оказывать влияние на интенсификацию деловых контактов на личностном уровне. Вопреки общепринятому мнению, бизнес не безлик, не анонимен. Часто совместимость отличающихся по своему психологическому профилю бизнесменов - не менее значимый мотив к заключению деловой сделки, чем соображения голой выгоды. Рисковые люди очень разные, но, как ни парадоксально, всегда находящие себе подобных.