Психология предпринимательства-стр.555

Среди основных тем книги временная динамика восприятия риска в когнитивном пространстве: соотношение решения в бизнесе и риска его восприятия потребителем; риск и психологические аспекты ценностей. Затрагиваются такие разновидности риска, как страх перед изменениями, что считается исконно человеческим свойством; роль социальной несправедливости в возникновении рисковых ситуаций; параметры индивидуального и коллективного риска по отношению к окружающей среде. Рассматриваются и такие казалось бы второстепенные вещи, как боязнь общественного транспорта и неприятие курения, способы “регуляции” рискового поведения; риск и средства массовой информации, включая их сообщения о научных достижениях, оцениваемых неоднозначно. Уже по этому перечню видно, что риск сопряжен с любым видом человеческой деятельности, связанным с принятием решения - индивидуального или группового. Обыденное сочетание слова “риск” с неким молодечеством, или же с одноразовым действием (“рискнул, но потом...”, “кто не рискует, тот не пьет шампанского” - или иной вариант -“не сидит в тюрьме” и т.п.), с некоей лишь исключительной ситуацией - неправомерно.

Но если всякое действие - риск, то где же собственно риск? В поиске ответа на этот вопрос внимательнее рассмотрим феномен риска в бизнесе. Здесь он наиболее рельефен, хотя и трудно фиксируем.

Характеризуя ситуацию риска в предпринимательстве, С. Бергстрем (S. Bergstrem) отмечает, что он находится в самой сердцевине поведения бизнесмена. При этом полная удача и чтобы навсегда - не гарантирована никому. Это особенно ясно видно из результатов проведенного автором исследования небольших (до 50 работающих) фирм. Среди них скорее можно отыскать две крайности. “С одной стороны есть “идеалисты”, люди, которые видят смысл жизни в том, чтобы производить хорошо продукт и делать честный бизнес. С другой стороны мы можем отыскать циников, которые не отказываются от возможности делать деньги путями, никогда не могущими быть использованными большими фирмами, они поэтому стремятся быть неузнаваемыми. И в обеих ситуациях люди прекрасно знают, на что они идут”. Так вот, заключает шведский психолог, проигрывать и выигрывать могут и первые и вторые, но социальным окружением они оцениваются по-разному.