Психология предпринимательства-стр.551

С 20-х годов XX века началась интенсивная работа в новой области исследований - анализ риска в первую очередь в сфере коммерции (а также в областях медицины, технологии и т.д. и т.п.) через вычисление шансов того или иного решения и предсказание на этой основе вероятности успеха. Сформировались контуры теории принятия решений, где степень риска уже исчислялась.

Будучи экономистом, Дж. М. Кейнс, известный своими разработками в области теории вероятности, связывал рисковое решение с психологическими характеристиками экономического агента и включил анализ риска в качестве одного из основных определителей деятельности предпринимателя2. Но психологи практически не обратили на это внимания.

Подлинный взрыв интереса к анализу риска произошел в 60-е гг. Практически все области естествознания не обошли его своим вниманием. В ряду пионерских исследований этого направления находится работа американского психолога М. Вал-лаха (М. Wallach) и его коллег. Они выявили феномен “сдвига риска” (risk shift), который заключался в том, что рискованность групповых или индивидуальных решений имеет тенденцию к возрастанию после проведения групповой дискуссии. Такое, выражаясь нашим языком, “колхозное” решение может снизить шансы на успех, ибо преувеличение рискованности действия и связанное с этим равномерное распределение ответственности нивелирует возможности индивида по-своему решать рисковую ситуацию, подчиняет его стандартам группового поведения.

После исследований Валлаха категория “риск” начала активнее разрабатываться психологами (правда, надо заметить, что интересные работы по изучению риска в навыковых задачах были проведены еще К. Левином). Наметились и тесные связи исследований этой категории с теорией принятия решений.