Психология предпринимательства-стр.55

Торговля на Нижегородской ярмарке производилась отечественными, азиатскими и западноевропейскими товарами. Главными товарами отечественной торговли были хлопчатобумажные ткани, металлы и металлические изделия, пушнина, хлопок, хлеб, кожи. Из Китая, Бухары, Хивы, Ирана поступали чай, хлопок, шелк, фрукты. Западноевропейские товары были представлены изделиями мануфактурного производства из Англии, Франции и Голландии:

сукнами, шелковыми и льняными тканями высших сортов, галантереей, вином и москательными красками (сурик, сандал).

Китайского чая привозили на 8-9 млн. руб., что составляло 15% стоимости всех привозимых товаров. Главным поставщиком железа, чугуна и меди на ярмарку был Урал, хлопчатобумажных тканей - фабрики из Сибири и северных районов страны10.

В исторических исследованиях мало уделяется внимания роли Нижегородской ярмарки в формировании культуры деловых отношений, норм обыденного права, надежных условий хозяйственных взаимоотношений. А это имело огромное значение в становлении традиций и менталитета российского предпринимательства.

Важно отметить, что товары продавались на ярмарке, как правило, в кредит с уплатой определенной доли цены наличными деньгами. При продаже за наличные деньги покупателям делалась скидка от 8 до 12%, а при продаже товаров в кредит цены, наоборот, повышались на 6-10%. Кредит сводился в основном к учету векселей, исходя из 6-12% годовых, “смотря по доверию”, которым пользовалось лицо, подписавшее вексель, и по величине векселя.

Общая сумма учтенных векселей всеми функционировавшими на ярмарке банками, в том числе Государственным банком, составляла:

в 1908 г. - 28,6 млн. руб.; в 1909 г. - 35,6 млн. руб.; в 1910 г. - 45,9 млн. руб.; в 1911 г. - 49,2 млн. руб.; в 1912 г. - 49,7 млн. руб.