Психология предпринимательства-стр.549

Наше длительное наблюдение за женщинами, занявшими лидирующую позицию в бизнесе (в течение 2-3 лет), дает основание предположить, что женская мотивация в большей степени, нежели у мужчины, имеет подвижный характер. И пере-структурируется под влиянием определенных факторов: состояние фирмы, состав команды, финансовое давление, самооценка, представление о степени реализации целей и т.д. Однако деньги, интерес и самореализация - повторяющиеся выборы, которые совершают сложные перемещения внутри замкнутого треугольника.

Заключение: все не так просто, как может показаться сначала

Проведенное нами исследование показало, что традиционные мифы о российской бизнес-элите, разделяемые обывателями, зачастую не отвечают действительности.

Она имеет достаточный социально-психологический потенциал, чтобы успешно двигаться вперед, завоевывать новые пространства влияния в России.

Не следует, однако, создавать и другие мифы, считая российскую бизнес-элиту носителем исключительно прогрессивных идей и “благодетелями” общества, поскольку подобное просто не мо жет стать массовым явлением в современной российской действительности. Бизнес-элита во многом такова, какой является эта действительность. И в то же время нельзя отрицать, что она несет в себе психологические черты, делающие более привлекательными наши представления о будущем России.

И.Е. Задорожнюк, В.А. Зозулюк

Феномен риска и его современные экономико-психологические интерпретации1

Вряд ли стоит доказывать сегодня необходимость междисциплинарных исследований такой многосоставной категории как риск. Тому способствует ситуация, можно сказать, тотального риска, связанного с масштабными социальными преобразованиями в процессе перехода общества в качественно новое состояние. Одна из целей и одновременно движущих сил такого перехода -ставка на индивида, который может самостоятельно принимать рисковые решения, неся ответственность и за их осуществление. Это особенно важно в условиях, когда происходит окончательный отказ от установок на “массовый трудовой героизм” и зарождается опора на предпринимателя - экономически активного индивида, хозяйствующего субъекта, который не может не рисковать. Такой переход, несмотря на его санкционирование пакетом законов, очень болезнен, а его замедление, помимо того, что чревато экономическими неурядицами и даже катастрофами, не позволяет представить хозяйственный потенциал данного индивида, ответив на вопрос: что же он в сущности может? Ситуация усугубляется тем, что “героями” современной экономической жизни часто являются сверхрисковые люди, спекулирую щие на неопределенности нынешнего периода. В связи с этим одна из важных задач экономической психологии - смоделировать приемлемый обществом психологический тип способного к риску современного предпринимателя, который мог бы обеспечить экономический подъем в обозримом будущем. Естественно, с опорой не только на задаваемые цели экономического развития, но и на модели традиционного хозяйственного поведения. Конечно же, с учетом того, какое место в этих моделях занимают разнообразные виды риска - социального, финансового, коммерческого и т.д.