Психология предпринимательства-стр.548

Мотивы женского предпринимательства:

деньги или самоутверждение?

Вывод, который можно сделать в результате 15 глубинных интервью, - современные жешцины-менеджеры более материалистичны, нежели менеджеры-мужчины. Несмотря на то, что ни у одной из респонденток “мотивация денег” не являлась единственно доминирующей, она была необходимой составляющей мотиваций творчества и самореализации.

Если сравнивать структуру мотивации бизнесменов женщин и мужчин, то можно заметить принципиальное различие между ними: бизнес-деятельность у женщин в большей степени ориентирована на состояние и ощущение людей, которые рядом, или тех, за которых она несет ответственность. Внутренняя сензи-тивность порождает особую чувствительность к состоянию других людей, которая в значительной степени регулирует мотивационный потенциал женщины-менеджера.

Как показал, ценностно-нормативный анализ, наиболее выраженными в мотивационной структуре женщин-предпринимательниц, являются три вида мотивов: самореализация (40%), интерес (35%), деньги (30%). Это означает, что реализация себя в деле и вызов судьбе, как возможность проверить собственные силы, а следовательно, дальнейшее накопление личностного потенциала вместе с материальной надежностью являются “локомотивами” женского бизнеса в России. Также весьма существенно в мотивации представлены: “забота о тех, кто рядом” (25%), профессиональный рост (20%) и самоутверждение (15%). Если предположить, что во время диалога актуализируется желание выстроить “приемлемый” образ себя, а зависимость от оценки у женщин-менеджеров достаточна высока, то реально “материальная надежность” может занимать еще более высокую ступеньку в иерархии мотивов. В любом случае, “материальный интерес” всегда соперничает во внутренней структуре с личностными мотивами, и если побеждает, то в случае обострения страха за финансовое благополучие тех, кто рядом.