Психология предпринимательства-стр.542

К числу личностных черт, обеспечивающих им эффективную деятельность, в бизнесе, по их собственным оценкам, могут быть отнесены следующие:

-    способность быстро принимать неожиданные решения;

-    умение рисковать; коммуникативные преимущества; агрессивность характера;

-    интуитивные способности;

-    умение работать с людьми:

-    устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях. Описание качеств, мешающих продвижению в бизнесе, образовало дихотомическую шкалу “мягкость-жесткость”. Часть бизнесменов (25%) считали, что их управлению фирмой мешает излишняя жесткость, другие, наоборот, придерживались позиции, что их ограничением является психологическая мягкость (35%). Приводимые суждения свидетельствуют о том, что основная поведенческая проблема лидеров бизнеса расположена в “пространстве влияния”. Именно техника влияния в бизнесе во многом предопределяет успешность или неус-пешность тех или иных шагов.

Следует отметить достаточно “спокойное” отношение бизнесменов к своим недостаткам и отказ от техники насилия в их коррекции. Вообще, уровень самоценности у бизнесменов является достаточно высоким. Некоторые из них склонны настаивать на полезности всех своих качеств, утверждая, что именно они формируют уникальность образа и неожиданно обеспечивают победу. Такие черты, традиционно относящиеся к негативным, как амбициозность и эгоизм, по мнению одного из бизнесменов, помогли быстрому продвижению в бизнесе. Видимо, эту откровенную констатацию можно с большой долей уверенности распространить на всю бизнес-элиту в целом, учитывая то, что данные качества во многом необходимы для масштабной предпринимательской деятельности. Проявляются ли эти качества только в сфере бизнеса и только в объективно необходимой мере? Вряд ли. Признание полезности некоторых качеств, относимых обществом в основном к негативным, не может не насторожить.