Психология предпринимательства-стр.536

Мы намеренно предваряли размышление о себе рассуждениями о социальных ориентациях, бизнесе, профессионализме. Установив необходимый уровень доверия, переходили к вопросам психологического свойства, максимально встраивая их в общую ткань диалога, избегая усиленного любопытства или морализаторства.

Профессиональное внимание, сопереживание, иногда “другой взгляд”, помогали раскрыть респондента, однако однозначно утверждать, что мы достигли полной откровенности во всех случаях, вряд ли возможно.

Поэтому сделанные здесь обобщения - лишь первый шаг на пути изучения этого качественного феномена. Количественная устойчивость вскрытых закономерностей - дело будущего. Но сегодня мы считаем оправданным прибегнуть к этому “микросрезу”, чтобы в последующем движении профессионалы и аналитики, переосмыслив первые шаги, более уверенно и целеустремленно двигались к достижению устойчивых и надежных результатов.

Внутренние цели и оценка собственных достижений

Несмотря на то, что исследуемые нами респонденты объективно могли быть отнесены к успешным, внутренняя композиция оценок своей деятельности была смещена к шкале “нереали-зации”. 10% бизнесменов в описании своей деятельности фокусировались на “неудавшихся” задачах и не склонны были оценивать свою деятельность как успешную. Это не относилось к деятельности фирмы в целом, но свои собственные достижения психологически нивелировались наличием серьезных, еще далеко не достигнутых целей.

“Я еще ничего не достиг в своей системе ценностей, - считает один из ведущих бизнесменов России. - То, что я для себя сам, мной не сформулировано. Что я хочу для себя, кроме того минимума, к которому стремится каждый человек? Внутренней комфортности? Но что является достаточным для этой внутренней комфортности, я не могу себе объяснить. Может быть, это слишком невыполнимые требования, поэтому я боюсь их формулировать для себя и ухожу от ответа... Но у меня глубокое чувство неудовлетворенности. Конечно, я не кричу всем, что я дилетант. Потому что на общем фоне - я чуть ли не профессионал. Но это же стыдно... Новые пришельцы в бизнес действительно оказываются дилетантами. Поэтому я не люблю, когда меня называют бизнесменом, профессионалом. И хотя у меня большие амбиции и большие претензии, и я никому не позволю себя недооценивать... но надо быть объективным, чтобы не чувствовать себя более значимым, чем ты есть реально...”