Психология предпринимательства-стр.532

Лидеры российского предпринимательства: замысел исследования и методы его реализации

Задуманное эмпирическое исследование ставило своей целью изучить сложившийся сегодня социально-психологический потенциал лидеров российского бизнеса, понимаемый как систему мотивов, ценностей, смыслов лидеров российского бизнеса через “образ мира”, особенности Я-концепции, отдельные психологические параметры личностной структуры.

Метод, который мы использовали для реализации поставленной цели - метод глубинного интервью, построенный по особой схеме. Психологическая специфика лидеров бизнеса, высокий интеллектуальный и образовательный уровни давали нам возможность использовать нетипичные для экспертных интервью подходы.

Схемы интервью с лидерами бизнеса разрабатывались скорее как ориентир, задающий респондентам требуемый уровень глубины и рефлексивности рассуждения, и были рассчитаны не столько на получение однозначных сопоставимых ответов, пригодных для последующей количественной обработки, сколько на максимальную актуализацию размышления, на то, чтобы в ходе глубинного интервью спровоцировать респондентов на собственное импровизированное мини-исследование затронутых проблем. Подобная методика была хотя и трудоемкой для последующего анализа, но эффективной для выявления “пространства смыслов” изучаемых лиц.

Первоначально респондентам предъявлялся опросник-ориен-тир, где обозначались ключевые темы диалога. После ознакомления с ними предпринимателям предлагалось отвечать на вопросы, которые наиболее интересны респонденту, и размышлениями о которых хотелось бы поделиться. На материале “собственного выбора” в дальнейшем интервьюер развивал и углублял те позиции ответов, которые позволяли в наибольшей степени проникнуть “в глубь” переживания предпринимательской деятельности, регулирующей внутренние смысловые процессы деятельности бизнесмена в нескольких проявлениях: как человека, принимающего решения, взаимодействующего, переживающего собственные успехи и неудачи и т.д.