Психология предпринимательства-стр.530

Бизнес-элита России, если ориентироваться на научную литературу, условно может быть подразделена на две большие подгруппы: тех, кто возглавил акционированные предприятия, переданные государством в руки директоров, и тех, кто сам сделал свое бизнес, так называемых частных предпринимателей. Те и другие играют существенную роль в экономической жизни России, но не имеют сложившегося позитивного образа собственной деятельности ни у представителей других элитных групп, ни у широких слоев населения.

Чрезвычайно важной в этой связи становится работа по формированию реального образа элиты, не искаженного мифами массового сознания и свободного от стереотипов исследований. Это предполагает проверку сложившихся массовых представлений на идентичность реальности и дальнейший анализ наметившихся несоответствий для выявления механизмов и факторов, способствующих блокаде существующих искажений в будущем.

Этический вопрос занимает одну из ключевых позиций при формировании отношения к бизнес-элите со стороны других элитных групп и населения в целом. Противоречивость исходных оценок формируется как под влиянием ощущения угрозы от преуспевающих лиц, так и в результате нарушения внутреннего статусного порядка и привычной иерархии ценностей. Все это ста вит перед исследователями вопрос о необходимости тщательного изучения этических механизмов, предопределяющих те или иные деловые стратегии в бизнесе.

Механизм, с помощью которого бизнес-элита достигает своих лидирующих позиций в сложившейся экономической системе, не является однообразным для всех без исключения подгрупп. Однако утверждение, что он в большинстве своем обусловлен теневыми и спрятанными до поры до времени капиталами представляется нам неоправданным. Мы склонны согласиться с польскими социологами К. Ясецким и В. Веселовским, что “общим для данной группы предпринимателей является использование эксклюзивной информации и высокого социального статуса, достигнутого в рамках прежней системы для быстрого утверждения в новых условиях”. Это невозможно было бы осуществить, если бы лидеры бизнеса не обладали такими качествами, как гибкость ума, способность к риску, желание самому стать творцом своей судьбы. Умение эффективно преобразовать социальный капитал в финансовый служит, на наш взгляд, одним из ключевых факторов достижения успеха в бизнесе.