Психология предпринимательства-стр.53

Для понимания особенностей и условий экономической жизни России необходимо в полной мере учитывать роль ярмарочной формы торговли. Как отмечали исследователи, “она отвечала всему строю общественно-экономической и торгово-промышленной жизни населения и в более или менее полной мере выполняла одну из необходимейших функций в нашем товарообмене. Ярмарки служили прямо и косвенно тем большим зеркалом, в котором в значительной степени отражалась наша культурноэкономическая действительность. Это были своего рода учетные камеры и статистическое бюро по торговле и промышленности как по отдельным районам и целым областям, так и в масштабе всероссийском”7.

Число ярмарок непрерывно росло вплоть до первой мировой войны. В год ее объявления ярмарки в России устраивались в 9125 пунктах, а общее их число достигло 29806!8

Причинами, обусловившими столь важную роль ярмарочной торговли, являлись слабое развитие путей сообщения, отсутствие во многих местах регулярно организованной торговли, необходимость создания товарных запасов на сезон, а порой и на целый год и др. С устранением этих причин роль ярмарочной торговли заметно ослабевает. Так, с включением Урала в сеть железных дорог с Нижегородской ярмарки “уходит” железо, которое стали покупать прямо на заводах.

Вместе с тем в связи с рядом обстоятельств ярмарки сохраняли довольно важную роль, хотя и меняли форму своей деятельности. Широкое развитие получила торговля по образцам9. Что касается развития дорожной сети, то это позволило вовлечь в ярмарочную торговлю “глубинку”, поставлять на нее товары, которые ранее не могли быть туда доставлены.