Психология предпринимательства-стр.528

Российское предпринимательство и образующиеся внутри него новые экономические элиты - относительно неизвестное явление, закономерности становления которого еще только проникают в солидные научные издания.

Традиционно обыватель связывает успех в бизнесе с поддержкой покровителей теневыми капиталами, удачей... Многие из господствующих мифов сложно переплетаются с реальностью, разобраться в них можно, лишь отказавшись от массовых стереотипов и предприняв реальные шаги по исследованию этого российского феномена.

Отношение в России к людям, достигшим успеха, богатства за относительно короткий отрезок времени, весьма противоречиво. И прежде всего это связано с психологически неоднозначным отношением к деньгам [15]. Оно в России не имеет “ценностной” опоры в обществе. Семидесятилетняя агрессия против денег и богатства способствовала формированию негативного восприятия денег и их носителей именно утех людей, которые традиционно формировали ценностный настрой общества: интеллигенции, ученых, педагогов, врачей, работников искусства. Молниеносная “ценностная” переориентация способствовала нарастанию вариативности ценностных установок, с одной стороны, с другой - привела к их поляризации. Для одних деньги выступают желанным и единственным мотивом, для других подобные стремления являются предательством идеалов, смыслов, надежд...

Чем определяется господствующий миф о вреде богатства и “плохих” богатых в массовом сознании? Ответ неожиданно однозначен - невозможно психологически ясно выстроить образ богатого человека. Ценностная неопределенность отношения к деньгам проецируется на “образ богатых”, который несет по себе все особенности “самостоятельного строения” представлений о бизнесменах.