Психология предпринимательства-стр.526

По каждому параметру выделены градации проявления тех или иных свойств субъекта и объекта деятельности.

Такая классификация, разумеется после ее детальной проработки, может быть использована для установления возможных причин затруднений, возникающих в реальной деятельности предпринимателя или менеджера, связанных с расхождением ценностных ориентаций субъекта и объективных требований ситуации. Например, известно, что менеджеры среднего и низшего звена в корпорациях часто являются препятствием для их развития и внедрения инноваций (особенно в социальной сфере), поскольку их личный карьерный интерес больше тяготеет к неизменности, авторитаризму и саморекламе.

Еще большие диагностические возможности содержатся в типологии предпринимательства на уровне отдельных составляющих предпринимательской деятельности: целей, мотивов, отношения к обратной связи по поводу своих действий, особенностей коммуникации. Например, преобладание долгосрочных или краткосрочных, созидательных или разрушительных целей определяет и соответствующую стратегию предпринимательского поведения. По параметру отношения предпринимателя к обратной связи (в широком смысле - это отношение к реакции общества на свои действия, а в узком - к реакции деловых партнеров, конкурентов, потребителей) - также может быть прослежена дифференциация предпринимателей как в поведенческом, так и в морально-этическом плане.

Психологическая специфика предпринимателя в нашей стране наиболее отчетливо проявляется именно на мотивационно-це-левом и ценностном уровнях.

А.Е. Чирикова

Психологические особенности личности российского предпринимателя1

Обобщены результаты социально-психологического исследования лидеров российского предпринимательства, которые, по мнению экспертов и профессионального сообщества, могут быть отнесены к бизнес-элите России. В фокусе анализа находятся такие психологические характеристики личности бизнесменов, как: Я-концепция, психологический вес, психологический возраст и т.д. Дается сравнительная характеристика психологических особенностей лидеров женского и мужского предпринимательства. Описываются их психологические преимущества, обеспечившие им лидирование в бизнесе. Приводятся данные о структуре мотивации лидеров женского предпринимательства. Исследование проведено методом мягкого глубинного интервью 35-ти респондентов.