Психология предпринимательства-стр.518

Когда мы говорим о психологической классификации, это не значит, что все классификационные основания должны быть пси хологическими категориями. Речь идет о другом: о том, что только та классификация может соответствовать нашим целям, в которой, к какой бы сфере реальности не принадлежало классификационное основание, разграничение по этому основанию одновременно отражает и существенные различия в психологическом плане. Например, дифференциация предпринимательской деятельности по признаку отношения к собственности является релевантной и с психологической точки зрения, поскольку мотива-ционно-целевая основа деятельности совершенно различна в случае, когда предприниматель является собственником своего дела, и когда он лишь наемный менеджер.

Ориентирующими при разработке подхода к типологии предпринимательства являются две основные задачи, первая из которых - систематизация существующих данных по предпринимательству; вторая, более практическая задача - использование классификации для выявления и диагностики психологических затруднений в реализации основных предпринимательских функций, связанных со спецификой именно нашего предпринимательства и отличием его от традиционных форм.

Методологически адекватным дня психологической типологии предпринимательства выступает уровневый подход. Психология предпринимательства по-разному проявляется на разных уровнях его рассмотрения: на уровне целостной деятельности (определение специфики и сущности предпринимательства в ряду других видов деятельности); на уровне отдельных видов и профессиональных разновидностей предпринимательской деятельности; на уровне субъектно-объектных отношений; на уровне отдельных компонентов деятельности. Первые два уровня имеют большее познавательное значение, два других - могут быть использованы, кроме того, для анализа конкретных управленческих ситуаций в сфере предпринимательства.