Психология предпринимательства-стр.517

А.И. Агеев приводит ряд классификаций предпринимательства по другим основаниям. По степени новизны товаров и услуг различаются предпринимательство инновационное и рутинное. По связи со сложившимся правопорядком - легальное и “теневое” предпринимательство. По параметру юридического статуса принятия решений — предпринимательство владельца своего бизнеса и наемного управляющего.

Важным классификационным признаком является сфера приложения предпринимательских новаций. Здесь может быть несколько подходов к классификации. Например, тот же А.И. Агеев приводит “отраслевую” классификацию предпринимательства: научное, индустриальное, финансовое, аграрное. В другой работе, посвященной управленческим нововведениям в США, дифференциация проводится по признаку результата действия нововведений: продуктовое (сфера производства и потребления), технологическое (новые способы производства товаров), управленческое (новые методы работы).

Развернутых психологических классификаций предпринимательства, как целостной деятельности, в рассмотренных работах найти не удалось, хотя и есть указания на полезность деятельностного или поведенческого подхода к предпринимательству для анализа цели, содержания, результатов и механизмов предпринимательства, как процесса. В большинстве работ классификации носят более узкий, прикладной характер; психологические аспекты затрагиваются преимущественно при анализе личности предпринимателя.

При разработке подхода к проблеме типологии предпринимательской деятельности мы руководствовались двумя определяющими соображениями. Первое: классификация должна быть психологической, т.е. содержать существенные психологические признаки деятельности. Второе - классификация должна позволять выявлять сходство и различие (на психологическом уровне) традиционного (западного) предпринимательства и предпринимательства в наших специфических условиях.