Психология предпринимательства-стр.516

Выделенные американскими авторами главные переменные групповой сплоченности: мотивационная основа привлекатель ности группы (соображения безопасности, денег, признания и пр.); побудительные свойства группы (престиж, цели, характеристики членов группы и т.п.); ожидание субъектом благоприятных (отрицательных) последствий от членства в группе; уровень сравнения субъекта (эталон, с помощью которого он оценивает “привлекательность’-’ отношений), по существу, предопределены направленностью технических средств измерения сплоченности, акцентирующих прежде всего момент потребительски-эмоциональной приверженности индивида к группе и ее членам.

Отсутствие четкой концепции групповой сплоченности обусловило значительную произвольность в выборе факторов и детерминант этого явления. В работах западных психологов анализируются теоретические и экспериментальные исследования наиболее часто отмечаемых факторов сплочения группы: сходства между членами группы, особенностей взаимодействия в группе, стиля лидерства в группе, целей группы (Л. Фестингер, Т. Ньюком, М. Дойч, К. Левин, Г. Хомане, Б. Колинз и др.). Анализ позволил выявить существенные ограничения, свойственные в целом подходу западной социальной психологии к изучению данного феномена.

Эти ограничения связаны с более или менее единой ориентацией различных авторов на представление о социальной группе как сугубо психологическом единстве индивидов, рассмотренном вне контекста системы.

Е.П. Ермолаева

Психологическая типология предпринимательства1

Несмотря на все возрастающее число публикаций по различным проблемам предпринимательской деятельности, большинство исследователей отмечает недостаточность междисциплинарного анализа феномена предпринимательства и его теоретикометодологической проработки. По мнению Карлофа, предпринимательство как целостное явление не стало популярным объектом исследования именно в силу своей целостной природы. И хотя во многих публикациях приводятся классификации предпринимательства либо предпринимателей, обычно это делается на эмпирическом уровне. И, может быть, только в работе Карлофа продолжена линия теоретического развития понятия предпринимательства, заложенная еще Й. Шумпетером в идее о двух видах поведения: адаптивном (связанном с имеющимися в распоряжении человека ресурсами) и креативном, творческим (определяемым как “созидательное разрушение” сложившихся структур). На основе концепции Й. Шумпетера Карлоф разработал современный комплексный подход к предпринимательству, как процессу умелого балансирования между интересами потребителей и оптимальной прибыльностью использования капиталов и ресурсов, с одной стороны, и их творческого согласования, с другой. По степени преобладания и характеру проявления в деятельности предпринимателя каждого из четырех необходимых деловых качеств, а именно: способности структурного управления, оценки рыночных потребностей, максимизации выгоды, постановки и реализации целей, - Карлоф выделил три типа предпринимательства: структурное (купля-продажа и из менение структуры компаний); стратегическое (объединение доходов для достижения специфических целей конкурентной борьбы) и оперативное (выявление свободных ресурсов и минимизация бесполезных затрат).