Психология предпринимательства-стр.515

Разработка проблем групповой сплоченности в западной психологии

Сплоченность достаточно мало разработана в социальной психологии. В зарубежной психологической литературе (М. Дойч, 1949; И.Р. Френч, 1950; Л.М. Нортвей, 1952; Г. Альберт, 1953; Х.Х. Иенингс, 1959; Э. Жак, 1961; Т. Ньюком, 1965; М. Клайн, 1966; Я. Яношек, 1966 и др.) сплоченность рассматривается как состояние удовлетворенности основными сторонами рабочей ситуации, пишется об условиях, ее обеспечивающих, в первую очередь, о наличии групповой цели и взаимных симпатий (А.П. Гаре, 1959, 1963). Частота общения и взаимодействий повышает сплоченность (Г. Беккер и А. Бесков, 1961; Л. Фестингер, 1964;

С. Шахтер, 1951 и др.), в результате чего у членов группы создается чувство “мы” (А. Асай, 1961).

Заслуживают внимания представления Р. Геланко (1966) о специфической форме социализации личности в трудовых коллективах, которая происходит путем овладения участников новыми ролями, функциями, обогащения их личностных характеристик необходимыми для группы качествами. Такая социализация членов коллектива, по всей видимости, “есть развитие последнего в сплоченный коллектив. Однако, как отмечают некоторые исследователи, подобная концепция, называемая также концепцией групповой динамики, характеризуется целым рядом существенных методологических ограничений в исследовании групповой сплоченности.

Следствием внутренних ограничений концепции групповой динамики явилось представление о “результирующей” удерживающих индивида в группе сил, отождествляемой в американских исследованиях с “ядром” групповой сплоченности. Это представление постулировало эмоциональное притяжение к группе, привлекательность ее, удовлетворенность членством в ней в качестве главных образующих группового сплочения. Литература по проблеме сплоченности в основном и представлена исследованиями привлекательности группы и удовлетворения от пребывания в ней (Д. Картрайт, А. Зандер, Д. Морено, С. Шахтер, К. Век и др.). Соответственно такому пониманию групповой сплоченности разрабатывались и способы ее измерения. Здесь можно выделить два тесно соприкасающихся и часто комбинируемых в целях взаимодополнения подхода. Один представляет собой измерение взаимной эмоциональной привлекательности между отдельными членами группы (методический аппарат, либо социометрическая техника в различных вариантах, либо специальные вопросы со шкалированными ответами). Другой методический подход основан на эмоциональной оценке группы в целом, выявляемой с помощью техники шкал.