Психология предпринимательства-стр.512

В отечественной социальной психологии наиболее плодотворным приближением к такой теории является стратометрическая концепция групповой активности, разработанная А.В. Петровским. В методологическом плане стратометрическая концепция представляет собой распространение на области социальной психологии групп и коллективов одного из ведущих принципов отечественной психологической теории в целом - принципа опосре-дованности.

В качестве основного фактора, опосредующего характер активности в группе, выделяется и экспериментально исследуется реальное содержание совместной деятельности, ее цели, задачи и ценности. Согласно этой концепции структура внутригрупповых отношений может быть представлена как многоуровневая, состоящая из различных по степени опосредованности содержанием совместной деятельности слоев (страт) отношений.

Такой подход позволяет рассмотреть феномены сплоченности, экспериментально исследованные в отечественной и зарубежной социальной психологии, как частные проявления интегрированности преимущественно двух “верхних” слоев внутригрупповой активности. Оба эти слоя представляют собой определенный континуум собственно межличностных взаимоотношений: от непосредственных до обусловленных целями, задачами, ценностями совместной деятельности. Взаимоотношения, составляющие полюса континуума, существенно не совпадают по своим качественным характеристикам, но относятся тем не менее к одному глобальному “пласту” активности в группе. Отличительной чертой этого “пласта”, объединяющего два внешних “слоя”, является то, что объектом активности индивидов здесь выступают прежде всего другие индивиды - члены данного коллектива. Ближайший эффект функционирования таких отношений - изменение межличностных связей в сфере общения. Этот пласт отношений - необходимая, но не исчерпывающая часть групповой активности: кроме него существует пласт активности, объектом которой является прежде всего тот предмет, на который направлена деятельность группы, то есть, собственно, опреде ляемая процессом предпринимательства добыча определенных благ.