Психология предпринимательства-стр.510

Предприниматель, естественно > стремится сплотить вокруг себя людей с наилучшими деловыми и профессиональными качествами, однако непосредственно воспользоваться этими качествами он может только тогда, когда, во-первых, создается определенное отношение между участниками предприятия, которое позволяет им вместе работать, а во-вторых, обеспечивается такая организация предприятия, которая обусловливает оптимальное взаимодействие индивидуальных усилий, чтобы совокупный (аддитивный, эмерджентный) эффект совместной работы превосходил простую сумму усилий отдельных индивидов. И первое, и второе возможно лишь в том случае, когда каждый член предпринимательского коллектива отождествляет свои цели и ценности с целями предприятия и ценностями группы.

Итак, поскольку современное предпринимательство, как правило, осуществляется через совместное действие людей, то есть через предприятие в изначальном смысле этого слова важной основой успеха предпринимательства является сплоченность участников предприятия: зачастую мера прибыли напрямую зависит от того, насколько сплоченной является команда, занимающаяся добычей этой прибыли под руководством предпринимателя. Сплоченность как социально-психологическое проявление деятельности группы людей детерминируется объективными условиями конкретной сферы ее жизни.

От понятия “сплоченность” следует отличать целый ряд близких к нему психологических категорий - таких, как конформизм, социально-психологическая совместимость и интеграция.

Предпочтительным, по-видимому, следует считать понимание сплоченности как функции групповой деятельности. В результате анализа социально-психологической литературы можно сделать вывод о том, что понятие “сплоченность” является достаточно распространенным, но не имеющим сколь-либо четкой характеристики.