Психология предпринимательства-стр.505

Безденежье формирует у человека влечение к деньгам, толкает его на безотчетный порыв к поиску и реализации какой-либо формы активности в сфере производства и обмена. В результате человек сталкивается с интеллектуальной задачей - где именно и как можно проявить такую активность. Необходимость решения этой задачи пробуждает сознание человека, благодаря чему возникает отчетливое желание заработать денег. Образ по лучения денег становится главным стимулом поиска работы. Обратившись к различным вариантам трудоустройства, человек обнаруживает, что ни один из них не гарантирует ему стабильного получения достаточного количества денег. Между тем, он видит, как люди, самостоятельно реализующие свои способности, получают столько денег, сколько его самого бы устроило.

Тогда у данного человека возникает отчетливый предпринимательский мотив: люди, добывающие определенные блага благодаря собственной инициативе, систематически обменивают эти блага на достаточно большое количество денег, поэтому имеет смысл самому проявить аналогичную инициативу. В соответствии с этим мотивом человек пробует себя в разных сферах предпринимательства: становится рекламным агентом по контракту, пытается провернуть торговую операцию, посредничает и т.п. Выясняется, что осуществление всех этих вариантов не окупает затраченных усилий: труд велик - прибыль ничтожна. Не оставив, однако, попыток найти себя в бизнесе, человек все же обнаруживает ту сферу, которая не только приемлема по характеру общения и осуществляемой в ее рамках деятельности, но и достаточно прибыльна и перспективна, сферу книжной торговли.

Вложив свои последние накопления в закупку книги по деловой тематике, он удачно ее продает, благодаря чему получает относительно солидную прибыль. Вложив эту прибыль в новую закупку той же книги, он вновь получает прибыль, но, соответственно, еще большую. Таким образом, у него формируется мотиватор - стремление вкладывать деньги в деловую литературу, и условный рефлекс - расчет на получение прибыли от продажи этой литературы. Благодаря тому, что этот расчет неоднократно оправдывается в результате продажи других книг аналогичного характера, у книготорговца формируется установка: при получении информации о появлении новой книги соответствующей направленности он всегда готов немедленно вложить деньги в ее закупку. Поскольку данная операция почти во всех случаях приносит ему ощутимую выгоду, у него формируется стабильный интерес в сфере деловой литературы - уверенность в том, что деловая литература будет приносить, ему доход, если только он будет проявлять активность в торговых операциях с этой литературой.