Психология предпринимательства-стр.504

Эмоциональная окрашенность образа мира создает определенное мироощущение, или мировосприятие. Последние могут характеризоваться как оптимизм либо как пессимизм, то есть как позитивная оценка возможности достижения заданного максимума благ либо как, соответственно, негативная оценка.

На базе данной оценки возникает стремление - минимальная активность, направленная на достижение поставленной цели, первичная готовность к активности. На уровне сознания стремление есть замысел, который в своей систематической разработке превращается в определенный план, включающий в себя учет способностей человека, уровень его притязаний (амбиций), а также сбалансированную последовательность операций.

Итогом плана является намерение - сознательное стремление закончить действие, в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата.

Последней инстанцией мотивации, переходом к непосредственной активности является воля. Воля есть способность человека реализовать свою мотивацию, механизм связи между мотивацией и активностью.

Описанный нами механизм мотивации представляет собой исчерпывающую цепочку ее этапов (см. схему механизма мотивации). Уяснение этого механизма само по себе является сложной задачей, поэтому продемонстрируем его на единичном примере мотивации конкретного предпринимателя.

Начнем с того уровня мотивации, на котором обнаруживаются специфически предпринимательские моменты. Некий индивид находится в состоянии нужды - он нерегулярно питается и не имеет постоянного ночлега. При этом люди, окружающие этого человека, удовлетворяют аналогичные потребности путем обмена на всеобщий эквивалент - деньги. Таким образом, состояние нужды, вызванное нехваткой пищи и энергии, конденсируется в потребность, характеризуемую как безденежье (аналогия голода или жажды).