Психология предпринимательства-стр.501

Благодаря фактору экономии сил мотив как движущая сила активности не является безусловной гарантией успеха, то есть достижения цели. Человек вынужден искать компромисс между необходимостью удовлетворения потребности и необходимостью экономии сил. В этом поиске он действует методом проб и ошибок. Каждая ошибка, если она не обнаруживает предел возможных энергетических затрат (например, если она не является смертельной), увеличивает опыт достижения. Процесс обретения опыта есть научение. Итогом этого процесса является формирование так называемой “формулы успеха”, то есть мотива, задающего оптимальный баланс удовлетворения потребности и экономии сил, наилучшее соотношение целей и средств. Такой мотив закрепляется в качестве навыка (то есть итога проявлений активности, которые повторялись ранее) и стереотипа (то есть образца для проявлений активности, которые будут повторяться в дальнейшем) и превращается в мотиватор.

Мотиватор представляет собой не что иное, как максимально оптимизированный мотив, предполагающий проявление относительно стабильной реакции на определенный стимул. Реакция, вызываемая мотиватором, есть условный рефлекс. Термин “условный рефлекс” предложен русским ученым И.П. Павловым.

Условный рефлекс - это рефлекс, образующийся при сближении во времени любого первоначально индифферентного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. В результате образования условного рефлекса раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным (условным, то есть обнаруживающимся при определенных у с ловиях) раздражителем. В процессе мотивации сигнальный раздражитель носит специфический характер: в качестве такого раздражителя выступает зафиксированная в психике модель оптимального способа достижения успеха, включающего соответствующие баланс и последовательность усилий. Осуществляя этот способ, человек закономерно ожидает того, что наступит стабильный эффект - желаемый результат приложенных усилий. Так, однажды приведшее к успеху предприятие (предприятие как авантюра) превращается в предприятие как стабильно действующую организацию по добыче тех или иных благ.