Психология предпринимательства-стр.500

Образ удовлетворения потребности заставляет человека проявлять активность (стимул как причина) и образ удовлетворения потребности привлекает человека сделать активность как можно более результативной (стимул как цель). Таким образом, между началом и итогом активно стоит опосредующее звено -образ процесса достижения, связанного с выбором средств и приложением усилий. Формула, включающая в себя причину активности, а та обусловленные этой причиной средства и цели активности и есть мотив. Например, мотивационная форма предпринимательства звучит так: отношения обмена (причина активности) предполагают создание предприятия (средство активности) с целью систематического получения прибыли путем обмена любых благ (цель активности).

Существование мотива является принудительным условием активности: там, где есть мотив, обязательно есть и активность. Человек, в котором сформирован мотив, не может не проявлять активность. Однако интенсивность и направленность реальной активности могут не совпадать и далеко не всегда совпадают с тем, что задано в мотиве. Активность наличествует, но она может корректироваться аффектами или иными случайными обстоятельствами, внешними либо внутренними. Кроме того, инициируя активность, чтобы исправить нарушенную ситуацию обмена со средой, организм вступает в дополнительный обмен -

он затрачивает свою энергию. Естественно, что при этом на уровне безусловного рефлекса работает фактор экономии сил. Так, не каждый человек, обладающий предпринимательскими качествами, способен реализовать эти качества, и не потому, что ему препятствуют социальные условия, а просто потому, что ему не хватает жизненной энергии для осуществления предпринимательства. В этом случае никакая прибыль не сможет оправдать затраченных на ее добычу усилий. Таким образом, реализованным предпринимателем может быть только человек, энергетическая конституция которого позволяет ему расходовать множество сил на рискованные, сомнительные предприятия.